Сергей Бершов: Альпинизм дал мне умение выживать в любых условиях.
«Снежный барс» Сергей Бершов – единственный украинский альпинист, трижды побывавший на самой высокой точке планеты – Эвересте. Автор единственного в истории ночного восхождения на «крышу мира», совершивший тринадцать подъемов на семь вершин восьмитысячников, один из претендентов на звание самого выдающегося харьковчанина в конкурсе «Звезды Слобожанщины».
Об экстремальных ситуациях, расценках на Гималайские экспедиции и планах на 2008 год мэтр отечественного альпинизма поделился с читателями газеты «Главное».
– Чем бы вы занимались, не будь на планете Земля гор?
− Трудно сказать. Ведь начинал я электриком, слесарем, работал маляром-высотником. Но чего-то в жизни хотелось, не мог сидеть на месте. Увлекали путешествия. Еще до занятий альпинизмом в 16 лет «проглотил» всего Джека Лондона, читал О. Генри, приключенческую литературу.
Еще, конечно, имеет огромное значение человек, который привлек к занятиям. У меня был замечательный учитель – Владимир Поберезовский. Я тогда работал на заводе, а он пришел после ХПИ, организовал секцию альпинизма. Очень эмоционально и много рассказывал о горах, пригласил на лыжах потренироваться, а когда я сам все увидел, то понял – для чего мне это надо.
– Какой у вас распорядок дня?
– Встаю в 6 утра. После сборов 80-го года уже более 25 лет я каждый день бегаю по утрам приблизительно 8 км. Потом общая физическая подготовка: свои упражнения, растягивания, качаюсь – всего около полутора часов. Два раза в неделю футбол с сауной, один раз баскетбол, плавание 2-3 раза в неделю, иногда, если готовлюсь к экспедиции, бегаю 15-20 км. В моем возрасте новых качеств уже не приобретешь (С. Бершову – 60 лет – авт.), главное – поддержать форму. Когда лежит снег, на лыжах пробегаю 18-20 км, в выходные дни – 30-40 км. Для высотных восхождений я работаю на выносливость, поэтому практикую длительные тренировки.
– В чем-то приходится себе отказывать?